Общественный транспорт

Считается, что в Париже три вида общественного транспорта — метро, автобусы и электрички RER. Также фуникулер, на котором можно подняться на один из самых живописных холмов Парижа — Монмартр. Сеть общественного транспорта разбита на 5 зон — 1 и 2 зоны находятся в пределах города, а 3, 4 и 5 зоны охватывают пригороды и аэропорты. Париж обслуживают 2 аэропорта — Roissy-CharlesdeGaulle, расположенный в 25 км севернее столицы и Orly, в 14 км к югу.

Метро — это самый быстрый, популярный и дешевый способ передвижения. В Парижском метро 14 линий, охватывающих как столицу, так и пригороды.
paris-metro-map
В каком бы месте Парижа в исторических турах во Франции Вы ни находились, до ближайшей станции метро максимум 500 м. Первые поезда отходят от конечных станций в 05:30, последний поезд метро уходит с конечной станции в 00:30, интервалы между поездами от 1 до 8 минут.

Дети до 4-х лет ездят бесплатно, а в 5-10 лет им покупают билеты со скидкой в 50%.

Большинство линий метро несколько выходят за пределы исторического центра города, но затем быстро обрываются. Пригородное сообщение возложено на электрички RER. С помощью электричек RER можно ездить и по центру города. Более того, это самый быстрый транспорт в Париже. Он очень похож на метро, но останавливается гораздо реже. Там, где поезд RER делает одну остановку, метро останавливается три-четыре раза. Таким образом, это своего рода экспресс-метро.

Неудобство электричек RER заключается в том, что они доходят далеко не до всех районов города. И если от любого дома до метро не больше 500 метров (а обычно — метров двести), то до ближайшей станции RER может быть километра два. Тем не менее пять линий RER обслуживают многие важные пункты — Лувр, Триумфальную арку, Эйфелеву башню, Марсово поле, Нотр-Дам, важнейшие транспортные узлы и все парижские вокзалы, кроме вокзала Монпарнас.

Основное предназначение RER — обеспечивать скоростное пригородное сообщение. Электрички устремляются далеко в пригороды и соседние населенные пункты. Они также обеспечивают сообщение с аэропортами Орли и Руасси — Шарль де Голль.

Почти все линии RER за пределами центра города разветвляются на несколько направлений, поэтому при поездках в пригород нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда. То есть вам нужно знать не только название своей станции, но и название конечной. Или нескольких конечных, если вам подходят поезда нескольких направлений! Чтобы разобраться во всем этом, совершенно необходима карта.

Несколько ее вариантов (мини-схема центра, подробная карта центра, подробная карта пригородов) можно получить бесплатно в любой билетной кассе. Некоторые поезда RER длиннее остальных, но подавляющее большинство составляют все же короткие поезда. Место их остановки на платформе обозначается знаком «TrainCourt». Если же вы остановитесь возле таблички «TrainLong», то рискуете оказаться в ста метрах от ближайшего вагона.

Чтобы не путать поезда RER с метро, линии электричек называются не цифрами, а буквами — от А до Е. Названия ответвлений именуются A1, C3 и так далее. Самая запутанная — линия С, на каждом конце которой по четыре ветки, образующих причудливые переплетения вокруг Парижа. Самое интересное, что, поехав по этой линии из центра города в противоположные стороны, можно в итоге приехать в одно и то же место — Версаль.

В некоторых пригородах ходят сразу две линии RER или два ответвления одной и той же линии. Прежде, чем сесть в поезд, прикиньте, какая линия вам удобнее и позволит добраться до места быстрее всего. В центре города станции RER соединены с метро такими же переходами, как и станции метро между собой. Они обозначены табличками «Correspondance» с указанием направления. Во многих местах эти переходы образуют сложные запутанные системы, которые могут объединять несколько станций метро и парочку станций RER. И метро, и RER являют собой сочетание различных эпох.
Грохочущие древние составы соседствуют с новейшими бесшумными моделями без машиниста, а ультрасовременные станции – с мрачными переходами к соседним старым платформам.

Проездные билеты
С 1 января 2014 года в Париже несколько изменились тарифы городского транспорта. При этом цена разового билета по центру города осталась неизменной — 1,7 €, но проездные, а также блоки из 10 разовых билетов подорожали — в среднем на 3%.
Блок из 10 разовых билетов по центру стоит теперь 13,7 €. Подорожал и дневной проездной MobilisPass: новая цена составляет для зон 1-2 — 6,8 €, для зон 1-3 — 9,05 €, для зон 1-4 — 11,2 €, для зон 1-5 — 16,1 €. Напомним, что зоны 1-2 — это единый сектор, центральный Париж. В зону 3 попадают ближние пригороды — Венсен, Сен-Дени, Дефанс и прочие. В 4-й зоне находятся Версаль и аэропорт Orly, в зоне 5 — аэропорт Roissy — CharlesdeGaulle и Диснейленд.
Недельный проездной ForfaitSemaine стоит 20,4 € для зон 1-2, 26,4 € для зон 1-3, 32 € для зон 1-4, 34,4 € для зон 1-5. Перед покупкой стоит примерно сопоставить его цену со стоимостью предполагаемых поездок по разовым билетам или блоку из 10 таких билетов. Кроме того, надо учитывать, что он требует дополнительно покупки за 5 € постоянной карточки-носителя Navigo с фотографией владельца (действует затем 10 лет, так что при повторных приездах в Париж заново тратиться не нужно — если, конечно, не забыть карту дома). Кроме того, недельный проездной действует не произвольные семь дней, а календарную неделю, с понедельника по воскресенье. Последний день, когда его можно купить на текущую неделю — среда.
Сделано это умышленно: парижские транспортники делают все возможное, чтобы затруднить доступ к таким билетам для туристов и вынудить последних оплачивать максимально возможные тарифы либо покупать невыгодные спецбилеты для туристов вроде ParisVisite. Ради этого французы не стесняются вводить иностранцев в заблуждение — в частности, с иноязычных версий сайта компании парижского транспорта RATP умышленно убрана информация о нормальных дневных, недельных и месячных проездных.
Сам ParisVisite рекламируется в Париже чуть ли не на каждом углу, но в реальности не имеет практически никакого смысла — он в полтора-два раза дороже обычных проездных, а афишируемые скидки во второстепенных музеях смехотворны. Аналогичной ловушкой для туристов является и сверхдорогой ParisPass.
Действительно выгоден совсем другой билет — ParisMuseumPass. Он стоит 42 € на два дня, 56 € на четыре, 69 € на шесть дней и позволяет без очереди и бесплатно входить во все основные музеи и большинство прочих достопримечательностей. Но для проезда в транспорте он не действует.
С информированием собственных граждан у парижских транспортников тоже не все хорошо — в частности, ни на сайте RATP, ни на сайте пригородных поездов Transilien невозможно узнать текущие тарифы разовых билетов для поездки за пределы центра. На первом соответствующий сервис сломан уже не первую неделю, на втором информация так и не обновлена после 1 января. По состоянию на прошлый год проезд в одну сторону до аэропорта Roissy — CharlesdeGaulle обходился в 9,5 €, Диснейленда — 7,3 €, Версаля — 4,1 €. Максимальная цена до самых удаленных станций 5-й зоны составляла 11 €.
Все проездные можно приобрести на любой станции метро и в аэропортах.

Автобус
Автобус очень удобен для знакомства с достопримечательностями города. При переезде на небольшие расстояния автобус удобнее метро, но иногда, в часы пик он попадает в пробки. Стоимость переезда на длительные расстояния вне города обойдется в 2 раза дороже, чем на метро. Большинство автобусов работают с 06:00 до 20:30.

По воскресеньям и праздничным дням некоторые линии закрыты. Билеты можно купить непосредственно у водителя, но только поштучно.

Для того чтобы остановить автобус нужного маршрута, следует сделать знак водителю поднятием руки. Заходить в автобус необходимо только через переднюю дверь. Войдя в салон автобуса, прокомпостируйте билет в автоматическом компостере, который находится рядом с водителем. В передней части автобусов имеется несколько мест, предназначенных для инвалидов, а также для пожилых людей и беременных женщин. Такие места следует уступать им. Чтобы выйти из автобуса на нужной остановке, необходимо нажать на одну из красных кнопок в салоне автобуса перед остановкой — световое панно укажет водителю просьбу об остановке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *